MOTOYAMA

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Общество с ограниченной ответственностью "МОТОЯМА" предоставляет услуги в форме курсов, семинаров и тренингов по трём основным направлениям:

- (I) ЙОГА

- (II) БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

- (III) ИНТЕГРАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Интернет-магазин

Имеется интернет-магазин со следующими категориями товаров:

Формат процесса обучения

Команда сертифицированных преподавателей нашего центра
предлагает возможность в прохождении высококлассного
онлайн-обучения - подробности на online.i-rasa.com

™ Товарный знак



  • Зарегистрирован товарный знак №607908 - от 06.03.2017 ™МОТОЯМА.

Документация

MOTOYAMA

Часть 5/5: "Энергоинформационное строение Человека с точки зрения Йоги"

Шива и Шакти - Сознание и Энергия
Шива и Шакти - Сознание и Энергия

ШИВА и ШАКТИ — Сознание и Материя

  • Шива (санскр.शिव, śiva — «благой»), мужской принцип, символизирует трансцендентное Сознание, Пуруша — чистое вечное Сознание, неизменное и безграничное, беспристрастный Наблюдатель. Условная локализация – Сахасрара-чакра.
  • Шакти (санскр.शक्ति, śakti — «сила»), женский принцип, олицетворяет Энергию, Силу, Природу. Это первоматерия — Пракрити, а в аспекте самопознания — Кундалини. Условная локализация – Муладхара-чакра.
  • Майя (санскр.माया, māyā — «иллюзия»), всеобъемлющая Иллюзия, которая является причиной взаимодействия Пуруши (Шива) и Пракрити (Шакти).

РЕЗЮМЕ

Человеку, который практикует йогу и идёт по Пути духовного становления, важно понимать и отслеживать, какие именно процессы (с точки зрения энергии) происходят в его теле. Данное понимание поможет йогу:

  • разобраться в том, что с ним происходит;
  • понять и вовремя устранить причины прошлых / будущих проблем;
  • научиться накапливать и преобразовывать необходимый уровень энергии;
  • сохранить и направить эту энергию в русло помощи другим людям на Пути самопознания.

Преподавателю йоги желательно постепенно научиться всегда и везде:

  • осознавать своё тонкое тело;
  • прорабатывать энергетические каналы;
  • отслеживать превалирующие тенденции своего сознания, или энерго-информационный баланс;
  • и конечно же (при необходимости) мочь оказать в данном русле компетентную поддержку своим занимающимся.

Кроме того, преподавателю йоги настоятельно рекомендуется испытать лично посредством своей садханы какой-либо трансцендентный опыт - хотя бы, условно выражаясь, в минимально необходимой мере. Значение подобного опыта трудно переоценить... так как без подобного опыта любые описания Иномирья (или, говоря обобщённо, Многомерия - т.е. Реальности с большой буквы) будут иметь до некоторой степени лишь "книжный" вес.

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Адрес статьи на сайте центра:

https://www.i-rasa.com/archive/articles/articles-about-yoga/sarira-traya/

Автор статьи: Мотояма Д.Х. — yama.pro

MOTOYAMA

Часть 4/5: "Энергоинформационное строение Человека с точки зрения Йоги"

Грантхи, или психоэнергетические узлы
Грантхи, или психоэнергетические узлы

ГРАНТХИ, ИЛИ ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УЗЛЫ

Различные энерго-центры в психоэнергетической структуре человека в своём непробужденном состоянии образуют сложно-сплетённые структуры, известные как грантхи, или узлы, поскольку они связывают материю и Дух, усиливая ощущение эго.

Грантхи суть не что иное, как преграды для свободного тока энергий. Это сплетения каналов, в которых кармические силы наиболее проявлены. Для полного и гармоничного открытия центрального энерго-канала (Сушумна-нади) практик должен очистить свои энергетические каналы соответствующими крийями (т.е. йогической дисциплиной).

Далее приведено описание трёх наиболее влиятельных грантхи:

Брахма-грантхи

или узел Брахмы [Творец Вселенной]; находится в корневой чакре - Муладхара. Это узел Сансары, мира «имён и форм» (нама-рупа).

Проблемы:

  • самые грубые клеши (омрачения сознания) – гордыня, тупость, стяжательство. Создает беспокойство и мешает уму достичь уравновешенности, сосредоточенности на одном (экагра). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.

Преодоление:

  • целенаправленная практика шаткарм (гигиена тела, речи и ума), освоение навыков пратьяхары (отключение органов восприятия по собственной воле), обретение качеств устойчивости.

Вишну-грантхи

или узел Вишну [Хранитель Вселенной]; находится в области груди, Анахата-чакра.

Проблемы:

Collapse )
MOTOYAMA

Часть 3/5: "Энергоинформационное строение Человека с точки зрения Йоги"

Нади, или энергетические каналы
Нади, или энергетические каналы

НАДИ, ИЛИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ

В тонком теле находится разветвлённая сеть каналов, по которым протекает жизненная энергия (прана). Эти каналы называются нади. В нашем теле их огромное количество. В различных писаниях информация о количестве нади варьируется от 20.000 до 350.000 В «Шива свародайе» упоминаются 72.000 нади – аналогично уже цитировавшейся ранее «Шандилья упанишаде». Согласно тантрическому трактату «Шива самхита», существует 14 основных нади (переводится как: сосуд, канал, труба, проток, движение).

К категории нади можно также отнести акупунктурные меридианы, сосуды кровеносной и лимфатической систем, нервные каналы. Современной медицине отлично известны нервные каналы, вены и артерии. Однако энергетические каналы (нади) далеко не всегда имеют физическую привязку к своему (био)носителю; по этой причине далеко не все из них доступны для обнаружения и наблюдению грубыми методами.

Этими каналами пронизано всё т.н. тонкое тело:

«Нади, поднимаясь из муладхары, идут к различным частям тела: к языку, к половым органам, к анусу, к глазам, ногам, пальцам ног и рук, брюшным органам. Из этих нади выходят более мелкие ветви, так что постепенно их становится 350.000, и они располагаются на своих местах. Эти нади распространены по всему телу, они проводники ощущений, и они регулируют движение праны».

«Шива самхита»

Такие каналы - развитые или загрязнённые - в различной степени образуют своеобразный кармо-энергетический портрет человека:

Collapse )
MOTOYAMA

Часть 2/5: "Энергоинформационное строение Человека с точки зрения Йоги"

Чакральная система человека
Чакральная система человека

ЧАКРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Чакры (круговорот, или колесо) - это энергетические центры, в которых происходят процессы преобразования энергии.

Известно, что в специальных медитативных состояниях (определённой глубины постижения) мудрецы всех времён воспринимали строение и характеристики чакральной системы человека, как [лотосоподобные] цветки определённых цветов и конфигураций (количество лепестков и т.д.).

Каждая из чакр вибрирует с определённой частотой и амплитудой. Чакры, расположенные в нижней части энергетической цепи, работают на более низких частотах, считаются более грубыми, порождающими специфически огрублённые состояния сознания. Чакры, расположенные в верхней части энергетической цепи, работают на иных - высоких частотных характеристиках; отвечают за: многосторонне развитый интеллект, альтруистические качества личности, сострадание к окружающему миру, духовные устремления человека в целом.

Энергетическое тело человека можно представить себе как амфору, с различного диаметра отверстиями на уровне зон пересечения трёх главных энергоканалов (Сушумна, Пингала, Ида). Через них, испытывая определённые страсти, человек теряет энергию. Утечка энергии, связанная с включением механизма получения удовольствия, тем мощнее, чем ниже  вдоль позвоночного столба находится чакра – т.е. чем грубее (низкочастотней) инициирован процесс переживания. Чтобы поднять энергию к высшим энергетическим центрам - нужно устранить её потерю в нижних. Каждый из энергетических центров имеет свои характеристики и особенности. Мы будем рассматривать как позитивные, так и негативные аспекты в работе чакр, указывая какими качествами характеризуется уровень сознания с позиции каждой из чакр, а также каков основной тип энергопотери через каждую из них.

Имеется семь основных чакр:

  1. Муладхара
  2. Свадхистана
  3. Манипура
  4. Анахата
  5. Вишудха
  6. Аджня
  7. Сахасрара

< Муладхара-чакра >

Первая чакра - МУЛАДХАРА [“мула” - корень, “дхара" – фундамент] - корневая чакра, основа, фундамент.

Располагается у основания позвоночника; является источником существования, процесс рождения связан с данным центром выживания и самосохранения.

Стихия:

~ Земля

Цвет:

~ Красный

Чувство:

~ Обоняние

Биджа мантра:

~ ЛАМ

Негативные качества:

Инертность, пассивность, бездействие, апатия; проявление активной агрессии и гнева.

Позитивные качества:

Терпение, проявление аскетизма, устойчивость и стабильность в духовной практике.

Характерное поведение:

Основной трудностью человека, действующего на основе мотивации первой чакры, является жестокость, вызванная ощущением тревоги. Подобно загнанному в угол животному, испуганный человек слепо и бесчувственно наносит удары окружающим - это происходит в результате того, что он не ощущает себя в безопасности.

Утечка энергии через Муладхару происходит, когда:

человек гневается/злится, проявляет жёсткость по отношению к окружающим, находится в тревоге/страхе, не готов и не способен перетерпеть ситуацию, выражает чувство презрения/отвращения. Человек, излучающий пагубные мысли о том, как в жизни всё плохо/сложно, проявляет полное отсутствие связи со Вселенной (т.е. с Богом).

Находясь в невежестве:

человек может быть полностью подавлен, апатичен и инертен.

В страсти:

человек ведёт себя агрессивно (либо, стараясь сдержать собственные негативные реакции, испытывает идентичный психоэмоциональный фон / умонастроение).

В благости:

утечки энергии не происходит и через данную чакру проявляются принятие, терпение, аскетизм.

Семейные союзы:

на данном уровне крепки: люди подбирают в супруги трудолюбивых и выносливых спутников, с которыми будут вместе “выживать”.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Муладхара-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в адские миры.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • терпению/воздержанию от испытывания/проявления отрицательных эмоций и дурного умонастроения;
  • исключить из употребления убойную пищу;
  • регулярно выполнять практику асан (силовые и балансовые асаны, в особенности - когда мы работаем со стопами: Вирабхадрасана, Паршвоконасана и все позы, направленные на раскрепощение тазобедренных суставов);
  • освоить и практиковать технику, известную как Мула-бандха;
  • и конечно же искать связь с Богом (например: попробовать ощутить себя частью Вселенной).

Если Муладхара развита и чиста, то одаривает человека:

  • крепким здоровьем и выносливым телом, а также приятным запахом;
  • стабильностью в аскезах и устойчивостью в медитативных практиках;
  • возможностью “балансировать” в жизни, находя выход из любых безвыходных жизненных ситуаций.

Муладхара, отвечая за программы выживания, наделяет человека необходимыми для этого качествами.

< Свадхистана-чакра >

Вторая чакра - СВАДХИСТАНА [“сва” - собственник и “дхист(х)ана” - обитель] – психоэмоциональный центр, отвечающий за стремление/переживание к удовольствиям и развлечениям, фантазиям и мечтаниям.

Располагается в области таза; является центром чувственности. На данном уровне наиболее важным становится выстраивание взаимоотношений с другими людьми, даже озабоченность желанием нравиться людям, озабоченность оказываемым впечатлением. Проявляются романтичность и влюбчивость. Жизнь такого человека тяготеет к удовольствиям и развлечениям - для него/неё это самое важное в жизни. Утечка энергии через вторую чакру связана с сексуальным наслаждением, а также другими эмоциями, связанными с чувственностью, наслаждением вкусом, страхами.

Стихия:

~ Вода

Цвет:

~ Оранжевый

Чувство:

~ Вкус

Биджа мантра:

~ ВАМ

Негативные качества:

Безудержная тяга к удовольствиям и сиюминутным радостям, крайне преобладающее стремление к наслаждению - даже ценой саморазрушения (потребление алкоголя, табака и других видов наркотиков), похоть и желание чувственных наслаждений, привязанность к вкусу, а также: отчаяние, страхи, различные фобии, неуверенность в себе.

Позитивные качества:

Гибкость в общении, способность подстраиваться под обстоятельства, мягкость и плавность в поведении.

Характерное поведение:

Проблемами для человека на этом уровне могут стать стремление к физическим удовольствиям, а также склонность к мечтаниям. Если человек хочет сохранять физическое здоровье и душевное равновесие, ему следует понимать и соблюдать определённые ограничения. Для достижения стабильно-гармоничного состояния тела, психики и разума следует регулировать сон, питание и половую жизнь. На данном этапе духовному развитию мешают страхи и желание соответствовать требованиям социума.

Также проявлениями данного центра являются творческие способности, коротко говоря - это мир различных искусств. Типичная категория людей этого уровня характеризуется темпераментностью, яркостью и страстностью. Здесь проявляется существенный интерес к взаимодействию с другими людьми, а также превалируют желание нравиться окружающим и стремление к собственной исключительности; становятся важны и весомы чужие мнения и оценки, внимание окружающих к собственной персоне; гипертрофированное проявление чувственности, стремление к наслаждениям и ко всему новому.

Утечка энергии через Свадхистану происходит, когда:

  • человек стремится к удовольствиям/наслаждениям;
  • к постоянному удовлетворению желаний/страстей;
  • к наслаждению вкусом пищи и напитками;
  • это вожделение и неутолимое желание секса, необходимость в постоянной новизне и смене партнёров;
  • употребление алкоголя/табака/наркотиков или других стимуляторов ощущений.

Свадхистана требует удовлетворения от самого процесса и всегда "голодна". Обида, каприз, раздражение, нервозность, комплекс неполноценности, жалость к себе, самокопание, различные фобии, ревность и зависимость - свидетельствуют о дисгармонии в данном центре.

Находясь в невежестве:

человек стремится к удовлетворению сиюминутных побуждений.

В страсти:

человек стремится к реализации своих страстей.

В благости:

через данную чакру проявляется смирение, способность быть “гибким и текучим”, подстраиваться по обстоятельства, принимать во внимание интересы других.

Семейные союзы:

на данном уровне сознания недолговечны: люди постоянно ищут новых ощущений и впечатлений – новые объекты наслаждений.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Свадхистана-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в мир животных.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • смирению;
  • контролю чувственных желаний;
  • контролю полового влечения;
  • воздержанию в питании (пища должна быть простой и упорядоченной);
  • в целом: необходимо соблюдать регулярность в сне, питании и партнёре.
  • регулярно выполнять практику асан продольного и поперечного шпагата (Самаконасана и Хануманасана);
  • освоить и практиковать технику, известную как Варисара-дхаути (Шанкха-пракшалана, представляющая собой полное очищение всего пищеварительного тракта);
  • аскезы (самоограничения и дисциплина).

Если Свадхистана развита и чиста, то одаривает человека:

  • гибкостью разума;
  • чувством умеренности во всём;
  • способность чувствовать и понимать других.

< Манипура-чакра >

Третья чакра - МАНИПУРА [“мани” - драгоценность, “пур”- город] – центр, отвечающий за общественно-социальную деятельность.

Располагается в области пупка; является центром воли, а также интеллектуального развития; специфике данной чакры свойственны активная деятельная и инициативная лидерская позиция. Проявляет способность отстранения от воздействий окружающего (внешнего) мира, начав оказывать влияние на этот мир самому. Источник осознания собственной силы и уверенности в себе.

Стихия:

~ Огонь

Цвет:

~ Жёлтый

Чувство:

~ Зрение

Биджа мантра:

~ РАМ

Негативные качества:

Алчность, жадность, бессмысленное накопительство, переедание, гипертрофированное внимание к собственному «я», стремление манипулировать другими.

Позитивные качества:

Умение бескорыстно отдавать, способность жертвовать, проявляется сила воли.

Характерное поведение:

На данном уровне человек начинает активно действовать в социуме, у него появляется чувство ответственности за свои действия. При этом его картина мира складывается вокруг собственного «я».

Утечка энергии через Манипуру происходит, когда:

  • проявляется жадность (может иметь место как в отношении материальных благ в целом, так и в отношении энергетических факторов и информационных данностей в частности - например, жадность к знаниям);
  • циничность и надменность;
  • гордость и эгоизм.

На данном этапе развития человек сконцентрирован исключительно на себе, склонен считать свою точку зрения единственно верной, навязывая её всем окружающим, в первую очередь друзьям и родным, чем, как правило, значительно ухудшает с ними отношения.

Для человека этого уровня важно лидерство и влияние на людей, статус и материальное благосостояние. Такой человек обычно умён и амбициозен, стремится выделиться интеллектуально и успехом в делах. Это уровень, где развивается эго и человек стремится получать всего больше – это и больше знаний, и больше привилегий, и больше благ в целом – больше применительно ко всему.

Находясь в невежестве:

человек проявляет жадность во всех её обличиях.

В благости:

через данную чакру проявляются альтруизм, бескорыстие, самоотдача и энтузиазм. На этом уровне зарождается духовный поиск, человек задумывается о смысле жизни, о своём предназначении, о мироустройстве.

Семейные союзы:

на данном уровне сознания достаточно прочны и основаны на взаимной выгоде, расчёте.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Манипура-чакру, то в дальнейшем будет вынужден перевоплотиться в мир голодных духов.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • самоконтроль, самоограничение и самодисциплина – вот важнейшие качества для гармонизации Манипуры;
  • прислушиваться к мнению окружающих и отказаться от необходимости всегда быть правым;
  • заниматься разумной благотворительностью;
  • бескорыстно помогать другим;
  • выполнять практику асан, задействующих брюшную область (Навасана, Матсиендрасана, Дханурасана, Чакрасана, Маюрасана, Прасарита-падоттанасана и др.) и техники, известные как: Уддияна-бандха, Агнисара-крийя и Наули.

Если Манипура развита и чиста, то одаривает человека:

  • решительностью и бесстрашием;
  • отвагой и целеустремлённостью;
  • приходит понимание других людей.

< Анахата-чакра >

Четвёртая чакра - АНАХАТА [“анахата” - безударный, т.е. возникающий не от соударения, Божественный звук] – центр, ответственный за сопереживание и сопричастность окружающему миру.

Анахата расположена в районе груди. С четвёртым центром связаны: сердце, вилочковая железа, лёгкие, молочные железы, пищевод, средняя часть грудного отдела позвоночника.

В сущности - это первый духовный центр. На данном уровне происходит принятие Реальности такой, какая она есть. Приходит своего рода вера, что жизнь “не сломит” нас, если мы снимем нашу защиту. Этот центр отвечает за способность чувствовать, отдавать и принимать любовь, здесь приходит понимание боли и переживаний других существ. Такие люди стремятся любить и дарить любовь, для них важны тёплые человеческие отношения. Это сердечные и душевные люди.

Анахата-чакра ответственна за качества абсолютной любви - без разделения и различений. Предполагает активное и доброжелательное отношение к окружающим людям, искреннее желание им помочь. На этом уровне энергия теряется через восхищение красотой природы, наслаждение видом любимого человека и т.п.

В идеале, человек этого уровня стремится познать свою Божественную природу.

Стихия:

~ Воздух

Цвет:

~ Зелёный

Чувство:

~ Осязание

Биджа мантра:

~ ЯМ

Негативные качества:

Желание монополии на обладание чувствами другого человека. Страдание от неразделённой любви, ревность, активное желание полностью контролировать чувства другого человека, привязать его к себе.

Позитивные качества:

Возможность тонкого ощущения реальности. Желание счастья другому/другим, бескорыстное и безусловное умиротворение. Приходит истинное понимание счастья, не связанное с обладанием чем-либо/кем-либо.

Характерное поведение:

Побудительной силой человека с уровнем сознания на Анахата-чакре становится бхакти, или любовь. Такой человек готов любить всех. Но мировоззрение человека на этом уровне ещё не достаточно целостно, именно поэтому то, что он считает благом, часто оборачивается злом… Кроме того, более прагматичные люди начинают использовать личность с ярко выраженной Анахатой в собственных корыстных целях. И как это часто бывает - последние не понимают этого, что и приводит к определённым, не самым позитивным, последствиям.

Утечка энергии через Анахата происходит, когда:

  • человек испытывает недостаток любви - к себе и людям;
  • испытывает чувство ревности;
  • состояние потерянности;
  • обременён сожалениями, виной, печалью и скорбью;
  • страдает от чувства неразделённости/непонимания;
  • энергия также теряется и при наслаждении созерцанием и любовании красивыми объектами.

Находясь в невежестве:

человек желает обладать любимым человеком.

В благости:

через Анахату проявляется бескорыстная и безусловная любовь, желание счастья окружающим, сострадание и умиротворение. Это непредвзятое отношение ко всем и понимание истинного счастья, которое не связанно с обладанием чем-либо/кем-либо.

Семейные союзы:

на данном уровне достаточно прочны: основаны на возвышенной любви, взаимном восхищении друг другом, где партнёры совместно работают над отношениями.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Анахата-чакру, то после смерти перевоплощается в мире людей.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • безусловной любви;
  • проявлять чувство благодарности, неся благо в мир;
  • принятию полностью того, что нам даётся миром без каких-либо условий;
  • рекомендуется выполнять практику асан, воздействующих на грудной отдел позвоночника (Уштрасана, Дханурасана, Бхекасана, Вришчикасана и др.), и технику, называемую Вамана-дхаути (также известна как Кунджала - очищение желудка/пищевода + решение острых психоэмоциональных состояний).

Если Анахата развита и чиста, то одаривает человека:

  • чувством спокойствия и пониманием своего жизненного пути.

< Вишуддха-чакра >

Пятая чакра - ВИШУДДХА [“виша” - яд и “уддха” - чистота, что переводится как полное очищение] – центр, отвечающий за слово правды, силу речи и высказывание Истины.

Вишуддха является пятым по счёту центром, расположена в районе гортани. С данным центром связаны: щитовидная железа, гортань, трахея, верхняя часть грудного отдела позвоночника, верхние конечности.

На данном уровне развивается способность принимать и перерабатывать негативную информацию (…и не только информацию…) без вреда для себя, переваривая “яд” своего эго и сопутствующих этому проблем.

Стихия:

~ Эфир

Цвет:

~ Голубой

Чувство:

~ Слух

Биджа мантра:

~ ХАМ

Негативные качества:

Склонность к противоборству, жестокий расчёт и рационализм, не принимающий во внимание интересов других живых существ.

Позитивные качества:

Понимание принципа служения, стремление к совершенству, понимание гармонии, проявление сострадания.

Характерное поведение:

Может проявиться стремление видеть причину своих проблем в деятельности других людей — «врагов»; зачастую рушатся авторитеты, человек перестаёт ориентироваться на что-либо, кроме своего собственного мнения.

Утечка энергии через Вишуддху происходит, когда:

  • имеют место быть противоборство, борьба и конфликтность;
  • жёсткий рациональный расчёт, не учитывающий интересы других живых существ;
  • привязанность к результату;
  • зацикленность на совершенстве;
  • бескомпромиссность и гордыня.

Находясь в невежестве:

человек идёт на борьбу ради борьбы в достижении своей цели любой ценой.

В благости:

через Вишуддху приходит понимание гармонии мироздания, сути служения и сострадания, выражающееся в помощи конкретными действиями в решении проблем.

Семейные союзы:

на данном уровне крепки: образуются на принципе служения, основываются на совместной деятельности.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Вишуддха-чакру, то после смерти перевоплощается в мир полубогов.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • проявлять здравомыслие и сострадание;
  • отказаться от гордыни, чувства превосходства и высокомерия;
  • рекомендуется выполнять практику асан, прорабатывающих шейный отдел позвоночника и плечевые суставы (Сарвангасана, Халасана, Матсиасана, Сету-бандхасана и др.), а также технику, известную как Джаландхара-бандха, из пранаям - Уджайи-пранаяма.

Если Вишуддха развита и чиста, то одаривает человека:

  • красноречием;
  • отличной памятью;
  • неординарной харизмой;
  • психоэмоциональной и ментальной уравновешенностью;
  • подлинным состраданием к нуждам других людей;
  • мощной, созидательной энергией во служение окружающему миру;
  • на данном уровне начинают раскрываться т.н. сверхспособности.

< Аджня-чакра >

Шестая чакра – АДЖНЯ / АГЬЯ [“агья” - властный приказ] - центр мудрости и интуиции, отвечающий за способность воспринимать то, что было и то, что будет, обретение мистических способностей - ясновидение и яснослышание. На данном уровне свойственно творить, создавать и проявлять в мир то, чего не существовало до селе, а также стремиться при помощи своего дара/творчества поднять уровень сознания других людей.

Аджня является шестым центром, расположена в районе проекции межбровья – области т.н. “третьего глаза”, или центра восприятия Многомерия. Анатомически с данным центром связан гипофиз.

Данная чакра известна как «врата к освобождению», здесь заканчивают течение и соединяются воедино энергетические каналы Ида и Пингала, здесь исчезает двойственность сознания, которое перестаёт разделять “себя” и мир, проявляется осознание единства всей Вселенной. Аджня позволяет воспринимать мир целостно и объёмно, постигая законы причинно-следственных связей. Энергия на этом уровне не теряется.

Стихия:

~ Свет

Цвет:

~ Индиго

Чувство:

~ Иное

Биджа мантра:

~ ШАМ

Негативные качества:

Человек использует свои тонкоматериальные ресурсы, свой духовный потенциал, не задумываясь о кармических последствиях и воздаянии (например, изобретение ядерной бомбы и т.п. вещей), силой своей энергии трансформирует реальность в своих интересах, реализуя проекты своего эго.

Позитивные качества:

Человек начинает творить то, что принесёт максимальное благо другим и ему самому в духовном развитии.

Характерное поведение:

На уровне Аджня-чакры любые переживания и представления только способствуют очищению восприятия человека. Разум достигает состояния единообразной космической осознанности, а любая двойственность исчезает.

Утечка энергии через Аджну происходит, когда:

человек проектирует и реализует проекты в угоду собственного эго.

Находясь в невежестве:

человек может использовать энергию, не задумываясь о последствиях - через творение того, что в итоге принесёт в мир негатив и разрушение.

В благости:

через Аджну проявляется служение обществу, причём абсолютно бескорыстно - в помощь духовного развития.

Семейные союзы:

на данном уровне если не невозможны, то, во всяком случае, крайне редки.

Согласно писаниям:

если человек в момент смерти покидает тело через Аджня-чакру, то после смерти перевоплощается в мир богов.

Чтобы проработать данную чакру необходимо научиться:

  • выполнять аскезы, преодолевая ограничения своего эго;
  • освоить и практиковать ряд асан хатха-йоги (прежде всего - уникальный комплекс «Сурья-намаскар», а также: Ширшасана, Врикшасана, Пинча-маюрасана, Прасарита-падоттанасана и др.).

Если Аджня развита и чиста, то одаривает человека:

  • мудростью и совершенной интуицией;
  • различными т.н. чудесными способностями;
  • высокой нравственностью и способностью легко воплощать в жизнь свои идеи.

< Сахасрара-чакра >

Седьмая чакра - САХАСРАРА [“sah`asra” – тысяча, обозначает тысячалепестковый лотос] – центр полного отсутствия чувств, это состояние “не ума”. До уровня Сахасрары поднимаются, когда Ум и Разум [психоэмоциональные и ментальные пласты Сознания/Подсознания/Сверхсознания] целиком и полностью подконтрольны; это выход за пределы пространственно-временных понятий, достижение абсолютного единения с Абсолютом.

Стихия:

~ Ишвара

Цвет:

~ Оранжевый

Чувство:

~ Вкус

Биджа мантра:

~ ОМ [АУМ]

Сахасрара расположена в области макушки головы. С данным центром анатомически связан эпифиз (шишковидное тело).

Как правило, в медитациях и серьёзных духовных практиках происходят процессы именно на этом уровне.

Когда сознание и энергия достигают данного наивысшего центра, происходит полное преодоление т.н. недвойственности. Кроме того, во многих источниках Сахасрара считается не просто отдельной чакрой, а квинтэссенцией слаженной работы всей чакральной системы человека - когда вся система превращаются в единую колонну/кокон света.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЧАКРАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Знания о строении и свойствах энергоинформационной системы человека даёт возможность работать над собой, понимая и прорабатывая собственные ограничения, тем самым приближаясь к истинной сути нас самих.

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Адрес статьи на сайте центра:

https://www.i-rasa.com/archive/articles/articles-about-yoga/sarira-traya/

Автор статьи: Мотояма Д.Х. — yama.pro

MOTOYAMA

Часть 1/5: "Энергоинформационное строение Человека с точки зрения Йоги"

Вступительный раздел статьи
Вступительный раздел статьи

ВСТУПЛЕНИЕ

В классических текстах священных писаний брахмано-буддистской направленности содержатся подробные описания структурно-функционального строения всех составляющих человеческого существа, а именно:

  1. Телесного организма
  2. Энергоинформационной структуры
  3. Духовной составляющей (души и Духа)

Далее, мы в общих чертах рассмотрим строение человека с данных плоскостей восприятия.

Прежде всего, важно понимать, что данное йогическое представление вовсе не является всего лишь некой теоретической концепцией (или, проще говоря, не является чьей-либо фантазией). Напротив - является фактической данностью, которую абсолютно любой человек при известной подготовленности (тренированности) и настойчивости может проверить на собственном доподлинном личном опыте, убедившись в объективной реальности описанных явлений и процессов.

Однако прежде, чем мы перейдём, собственно, к изложению темы данной работы - небольшое пояснение, касательно термина "тонкое тело". Данное определение, в самом деле, носит довольно условный характер. Причём не только с точки зрения йогической литературы, но и с точки зрения иных восточных учений, а также с точки зрения адекватного западного мистицизма. К слову: именно своеобразная интерпретация йогической терминологии западным сообществом и создала данный термин - для большего удобства и простоты в использовании. Однако существует обоснованное (и подкреплённое практикой) мнение, что данный термин далеко не во всех случаях корректен. И связано это со следующим.

Collapse )
MOTOYAMA

Использование классификации чакр в повседневной жизни

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Тема данной работы довольно обширна и её раскрытие в немалой степени обусловлено смысловым контекстом, в ключе которого она будет освещена. Контекстов же может быть несколько. Например:

  1. с точки зрения йогической методологии
  2. с точки зрения различных эзотерических орденов - как Востока, так и Запада
  3. а так же с точки зрения заведомо деструктивных (псевдо-)магических направлений, распространённых именно в среде западного сообщества

По поводу первого из трёх пунктов - всё просто и ясно: с точки зрения этико-нравственных принципов (и их проявлений в повседневной жизни), каждая из чакр чакральной системы, может быть проявлена тремя качествами Природы мира – гунами, или преобладающими (у того или иного человека) уровнями сознания:

  • Саттва: состояние благости, гармонии и равновесия
  • Раджас: активность, уровень различных страстей
  • Тамас: инертность, состояние невежества

Известно, что в специальных медитативных состояниях (определённой глубины постижения) мудрецы всех времён воспринимали строение и характеристики чакральной системы человека, как [лотосоподобные] цветки определённых цветов и конфигураций (количество лепестков и т.д.).

Перечислим основные проявления каждой из чакр сквозь призму трёх гун - преобладающих качеств сознания:

1) Муладхара

Тамас: бездействие, апатия, подавленность;

Раджас: агрессия, гнев, злость, ненависть, жестокость, нетерпеливость;

Саттва: терпение.

2) Свадхистана

Тамас: страх и сиюминутные радости, впечатлительность, погружение в мир грёз, жалость к себе, тоска, скорбь;

Раджас: сильное желание, страсть, желание нравится, удовольствие, наслаждение, мечтательность, романтичность;

Саттва: смирение и жертвенность.

3) Манипура

Тамас: голод, жадность, тщеславие;

Раджас: интеллектуальная жадность, накопительство, гордость, желание власти и независимости;

Саттва: альтруизм, самоотдача, энтузиазм.

4) Анахата

Тамас: жажда к обладанию, сентиментальность, привязанность;

Раджас: влюблённость, ревность;

Саттва: соучастие, сочувствие.

5) Вишудха

Тамас: борьба по инерции;

Раджас: достижение цели любой ценой;

Саттва: сострадание.

6) Аджня

Тамас: деятельность без осмысления последствий (деструктивные изобретения);

Раджас: проектирование, разработка проекта;

Саттва: творение блага.

7) Сахасрара

~Качества отсутствуют~

Стоит отметить, что (возможно) наиболее полное описание чакральной системы (во всём своём многомерном виде) можно найти в работах выдающегося мистика 20-го века Хариша Джохари (философ, поэт, скульптор; способствовал объединению эзотерических течений Индуизма с западными наработками, объединив их в целостную философско-прикладную систему). Предметно по чакральной системе примечательна великолепная книга «Чакры: энергетические центры трансформации».

***

В системах саморазвития тех или иных восточных орденов описание чакральной системы, как правило, носит тщательно выверенный и удобно применимый в повседневной жизни характер. Примером могут служить работы некоторых суфийских мастеров, с некоторыми из которых, к слову, был как минимум знаком при жизни названный выше Хариш Джохари.

***

Далее же мы рассмотрим, так сказать, "своеобразные" по своим этико-нравственным воззрениям деструктивные магические / псевдомагические направления.

На взгляд автора причина, по которой преподавателю йоги не лишне быть в курсе (хотя бы в целом и общем) данных крайне "своеобразных" концепций, распространённых именно в западном сообществе, следующая. В современном обществе в принципе многие интересуются йогической методологией. Однако цели данного интереса нередко и весьма существенно разнятся. Помимо адекватных и вполне понятных стимулов к саморазвитию (самопознанию) таких, как:

  • ~ лад во всех сферах жизни (гармония тела, ума и духа),
  • ~ контроль (успокоение) ума и чувств [читта-вритти-ниродха],
  • ~ сострадание, помощь и участие к окружающему миру,
  • ~ проработка кармических обусловленностей и, в конечном счёте – преодоление всех оков кармы,
  • ~ окончательный выход из череды перерождений сансары,

встречаются и, по меньшей мере, странные концепции, несовместимые по своему содержанию с базовыми, универсальными для всех этико-нравственными принципами Ямы и Ниямы.

Тем не менее, носители данных концепций, как ни в чём не бывало, пытаются заниматься йогой (имея собственное представление об этико-нравственных принципах), так сказать, по полной – исключительно в своих, сугубо эгоцентрических целях. В данной связи, возможно, наиболее известно имя Алистера Кроули – как идейного вдохновителя ряда подобных оккультных течений.

И вот что характерно: все эти по существу деструктивные течения в своих изысканиях опираются на детальные описания той же чакральной системы, интерпретируя её повседневное применение, скажем так, сугубо по-своему. Как, впрочем, и понятие кармы. Да и конечные цели у них, к слову, не совместимы с йогическими… Учитывая то, что в современном обществе процент интересующихся конкретно деструктивной направленностью энергоинформационных возможностей человека совсем даже не мал, целесообразно, давая информацию о чакральной системе, стараться делать это исключительно с позиций Ямы и Ниямы.

~

Адрес статьи на сайте центра:

https://www.i-rasa.com/archive/articles/articles-about-yoga/chakras-classification/

~

Автор статьи: Мотояма Д.Х. — yama.pro

MOTOYAMA

Древние цели Йоги и современные методы их достижения

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

О главной цели йоги

На сегодняшний день существует немало мнений о том, что же такое йога, кого и почему называют йогом (йогиней) и какова цель йоги. Набрав в поисковике соответствующую фразу, читатель без труда найдёт изрядное количество различных мнений по этому поводу. После чего естественным образом следует (а точнее должен следовать) вопрос о компетентности найденных мнений. И в целом все эти мнения отчасти имеют место, хотя и весьма условно. Точные и верные определения йоги целесообразно искать исключительно в первоисточниках - авторитетных ведических священных писаниях.

С точки зрения данных священных писаний (брахмано-буддистской направленности), со всей определённостью очевиден тот факт, что цель йоги-как-таковой существовала, существует и будет существовать в своей абсолютной неизменности, по существу находясь вне времени и пространства, т.к. является единой, неделимой Реальностью - БОГом если хотите (хотя в данном случае необходимо учитывать, что этот термин имеет множество значений и интерпретаций... а потому ограничимся лишь нейтральным санскритским наименованием - "Брахман").

Вкратце концепция йогического учения такова.

До тех пор, пока сознание человека находится зависимо от глобальной вселенской иллюзии [Майя] - оно обречено на страдания.

  • I Осознание же собственного невежества - есть признак разума.
  • II Осознание подлинной природы своей души - есть проявление мудрости.
  • III Осознание же Бога внутри себя - можно считать началом в йоге-как-таковой.
Collapse )
MOTOYAMA

«Махабхарата»: что даёт изучение данного текста преподавателю Йоги?

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Общие сведения

«Махабха́рата» [санскрит: महाभारतम्, mahābhāratam IAST, «Великое сказание о потомках Бхараты»] - один из древнейших эпосов-итихасов, являющийся возможно самым крупным из наиболее выдающихся литературных памятников мирового значения, представляющий собой многосоставной, но весьма органичный комплекс эпических сказаний, состоящий из восемнадцати парв [книг]; насчитывающих более чем 100.000 двустиший, или шлок [шлока - эпическая стихотворная форма изложения], которые можно условно подразделить на известные жанры, такие как: сказания и предания, притчи и легенды; а так же: лиро-дидактические диалоги, дидактические рассуждения (богословского, политического и законодательного толка); кроме того: космогонические мифы, исключительно точно структурированные генеалогии, различные формулы теоретической и прикладной направленности.

В индуистской традиции МБ нередко именуется «пятой Ведой», причём наиболее значимой. Является одним из немногих произведений мировой литературы, утверждающим, что в нём содержится абсолютное знание обо всём в мире.

Автор-составитель МБ [как и других невероятно значимых, обширных по объёму и весьма древних литературных памятников ведической культуры: Вед, Пуран, философской системы Веданты], легендарный мудрец Ведавьяса, непосредственно принимал участие в многоплановых событиях этого великого сказания, появляясь в узловых сюжетных моментах драмы; приходится дедом одновременно и Пандавам и Кауравам - ключевым героям всего эпоса.

Collapse )
MOTOYAMA

Философский текст «Йога-Васиштха» как поддержка на пути Йоги

Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"
Центр Йоги и Аюрведы "МОТОЯМА"

Общие сведения

«Йога-Васиштха» – один из самых выдающихся литературных памятников индийской культуры в частности и ведического наследия в целом.

Данный уникальный религиозно-философский цикл бесед мудреца Васиштхи с принцем Рамой (с участием прочих мудрецов, собравшихся во дворце правителя царства Айодхьи) был зафиксирован мудрецом Вальмики – составителем великого эпоса (итихаса) Рамаяна.

Фигура махариши заслуживает особого внимания. Из писаний известно, что некогда он был разбойником по имени Ратнакара, он убивал и грабил ради содержания своей семьи. Мудрец Нарада, повстречавшийся на его жизненном пути, дал ему посвящение в мантру. Однако, не будучи уверенным в нравственности теперь уже бывшего разбойника, он дал ему мантру «наоборот», рекомендовав начитывать «Мара», вместо «Рама». Но со временем, при долгом повторении, слоги мантры поменялись местами, и повторение имени Рамы очистило сознание Ратнакары. Практик настолько углубился в медитацию, что вокруг его тела муравьи построили муравейник - откуда и произошло его имя «вальмики», что в переводе значит «муравейник».

Благодаря множеству лаконичных и невероятно поучительных притч, изложенных в форме шлок (их примерно 30 тысяч), Йога-Васиштха рекомендуется в качестве первоисточника, наиболее полно подходящего изучению теми ищущими, которые желают проникнуть, так сказать, в йогу-по-сути. Кстати: считается, что сам махариши Вальмики и является родоначальником эпической стихотворной формы изложения, известной как шлоки.

Collapse )